16.09.2022

Реформирование РОП: утилизация упаковки требует нового подхода

В России продолжается реформирование отрасли обращения с отходами в рамках нацпроекта "Экология". Особое внимание власти уделяют теме утилизации упаковки, которая занимает до 50% от общего объема образования твердых коммунальных отходов. В частности, в конце августа президент РФ Владимир Путин согласовал предложения по изменению механизма расширенной ответственности производителей (РОП), представленные вице-премьером Викторией Абрамченко.

В рамках предложенных изменений — перенос ответственности за утилизацию упаковки с производителей товаров на производителей самой упаковки, увеличение норматива утилизации упаковки до 100% с 2025 года, вытеснение ассоциаций утилизаторов из механизма РОП.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В РОП 

Основная причина реформации механизма, действующего с 2015 года, по словам вице-премьера, заключается в его неэффективности.
Во-первых, как такового контроля за РОП на данный момент нет, а значит гарантировать его исполнение никто не может. "Вместо переработки производимого "мусора" — липовые сертификаты утилизации, отсутствие мощностей и отправление отходов на свалки", — написала Абрамченко в своем Telegram.

Во-вторых, сами нормативы по объёмам утилизации упаковки позволяют производителям идти на некоторых хитрости. К примеру, производитель, у которого среди упаковки преобладает полистирол, может отчитаться только за утилизацию имеющегося у него ПЭТ, а за полистирол с него никто не спросит. 

В-третьих, текущая версия РОП подразумевает конфликт между ассоциациями, которым производители упаковки делегируют свои задачи по утилизации, и операторами по вывозу отходов. "Регоператорам выгодно, когда раздельного сбора нет и на свалку едут большие объёмы твердых коммунальных отходов, так как они зарабатывают на тарифе: чем больше они вывезут ТКО, тем больше заработают. А без раздельного сбора извлечь отходы упаковки из смеси ТКО не представляется возможным, сколько денег не собери с бизнеса", — пояснили в ассоциации РусПэк.

Суть новой концепции состоит в том, чтобы предприниматели самостоятельно заключали договоры с предприятиями, осуществляющими утилизацию, либо утилизировали упаковку за счет своих мощностей. В ином случае им нужно будет оплатить экологический сбор. 

Реформация РОП в целом положительно оценивается отраслевым бизнес-сообществом, так как основное изменение направлено на повышение прозрачности процессов утилизации упаковки.

"Ключевые направления обновленного РОП находят отклик у компании: мы поддерживаем минимизацию образования отходов упаковки и раздельный сбор отходов как в контуре "Сибура", так и совместно с нашими партнерами, — рассказал директор по устойчивому развитию "Сибур" Максим Ремчуков. – В этом году мы запускаем проект по вовлечению пластиковых отходов в производство на предприятии "Полиэф" — там будут выпускаться ПЭТ-гранулы с содержанием вторичного сырья под брендом Vivilen, материал предназначен для создания пищевой упаковки".

Компания также рассчитывает, что РОП подстегнет развитие технологий химического рециклинга, что позволит эффективно перерабатывать трудно разделяемые и загрязненные отходы, отметил Ремчуков.

Категорически против принятия законопроекта выступают, пожалуй, лишь ассоциации, представляющие интересы производителей упаковки, так как их существование фактически теряет смысл.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ≠ УТИЛИЗАЦИЯ

Объективное беспокойство у отрасли, пожалуй, вызывают лишь цифры, обозначенные в предложении Абрамченко: "утилизация 100% с 2025 года". 

"Сейчас норматив утилизации на разные виды упаковки составляет от 15 до 45%, реальный объём утилизации отходов упаковки — в среднем от 10 до 20% (в зависимости от вида упаковки). Ускорить рост утилизации отходов упаковки мог бы раздельный сбор отходов, а также внедрение стимулирующих мер для бизнеса, который использует вторичное сырье для производства упаковки", — считают в РусПэк.

Однако достичь полной утилизации упаковки ещё никому в мире не удавалось, подчеркнули в ассоциации. 

"Полагаем, что такого показателя можно будет достичь не ранее, чем в 2035 или даже в 2040 году. Хотя эти сроки выглядят слишком растянутыми по времени, но на самом деле они вполне соответствуют тем срокам, в течение которых, например, Евросоюз планирует полностью перейти на зелёную энергетику и экологически чистые производства", — отметила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. 

Шансы на то, что всем российским компаниям удастся утилизировать всю произведенную упаковку с 2025 года, ничтожно малы. 

"Требуется синхронизация действий в разных отраслях и понимание, что бизнесу необходимо время на адаптацию к новым правилам и требованиям к продукции", — отметил Ремчуков.

Наиболее сложно подстроиться под новый механизм утилизации будет небольшим производителям упаковки, так как крупные компании располагают более значительными финансовыми ресурсами, чтобы наладить самостоятельную утилизацию упаковки или обратиться к специализированным организациям, считает Мильчакова.

Тем, кто не успеет подстроиться под новые правила, придется платить экосбор — некий штраф, сумма которого пойдет на утилизацию упаковки силами государства.

И тут бизнес справедливо задает вопрос — если мы оплатим (а значит, население) экосбор за 100% выпущенной на рынок упаковки, то кто и в каком количестве ее соберет и утилизирует? Почему все те, кто призывает ввести 100% норматив для бизнеса, не берет на себя обязательств собрать и утилизировать эти 100%, если за них будет сполна уплачено, рассуждает представитель РусПэк.

Очевидно, что и государственные структуры не смогут сразу же переработать весь объем упаковки, так как нет необходимой инфраструктуры. Подразумевается, что чать денег с экосбора будет направляться на развитие региональных программ в области обращения с отходами, строительство мощностей для утилизации и переработки ТКО. 

По сути, произошла подмена понятий: 100-процентная ответственность производителей не сможет гарантировать 100-процентную утилизацию.

В РусПэк считают, что наиболее эффективным вариантом реформирования системы РОП было бы введение целевых показателей по раздельному накоплению отходов и назначение ответственных за их достижение. Тогда бизнес будет стремиться исполнить нормативы утилизации, внедряя раздельный сбор отходов, а региональные операторы и муниципалитеты будут всячески поощрять внедрение раздельный сбор отходов, так как им самим будет необходимо достигать установленные для них показатели по РСО. Обоюдовыгодное движение навстречу к одной цели приведёт к искомым результатам — снижение уровня захоронения и повышение утилизации.


Валерия Княгинина

Источник: RUPEC